Содержание |
Унифицированные коммуникации (мировой рынок)
Основная статья: Unified Communications Унифицированные коммуникации (мировой рынок)
УАТС - офисные АТС (рынок России)
Основная статья: УАТС - офисные АТС (рынок России)
IP-телефония (рынок России)
Основная статья: IP-телефония (рынок России)
2023
Объем рынка оценен в 81 млрд рублей
Объем российского рынка унифицированных коммуникаций (корпоративная телефония, видеоконференцсвязь, корпоративные мессенджеры и почтовые решения) за 2023 год оценен аналитиками J’son & Partners Consulting в 81 млрд рублей. Такие данные приводятся в исследовании, опубликованном в начале апреля 2024 года.
Эксперты не уточнили динамику рынка в сравнении с 2022 годом, но отметили, что продажи унифицированных коммуникаций в РФ находятся на подъеме. Причем растет доля отечественных решений, в 2023 году она составила 45%.
Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, в тройку лидеров рынка российских систем ВКС по итогам 2023 года вошли компании IVA Technologies, Vinteo и TrueConf. Компания IVA Technologies наращивает долю за счет развития экосистемы продуктов, в которую, кроме ВКС, входят IP-телефония, корпоративные мессенджеры и почтовые серверы, отметили исследователи.
По данным аналитиков, продажи отечественных систем ВКС, включая ПО и оборудование, по итогам 2023 года достигли 9,8 млрд руб. К 2028 году объем этого рынка может вырасти до 44,5 млрд рублей, прогнозируют эксперты.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Продажи российских систем корпоративной телефонии (виртуальные автоматические телефонные станции на серверах, программное обеспечение, IP-телефоны и др.) за 2023 год оценены в 20,2 млрд рублей. Ожидается, что в 2028 году объем этого рынка будет измеряться 56,1 млрд рублей, показав при этом ежегодный прирост на уровне 23%.
Продажи отечественного ПО для корпоративных мессенджеров в 2023 году составили 2,8 млрд рублей. Этому сегменту аналитики пророчат среднегодовой рост в 59% и объем в 28,2 млрд рублей к 2028 году. В сегменте корпоративных почтовых решений доходы вендоров в РФ по итогам 2023 года достигли 3,9 млрд рублей.[1]
Унифицированные коммуникации: как российские поставщики укрепляют свои позиции. Обзор TAdviser
Российский рынок Unified Communications (UС) и до 24 февраля 2022 года не был пустым. На нем уже много лет работали и развивали коммуникационные платформы сразу несколько довольно крепких компаний – разработчиков решений и сервисов аудио- и видеоконференцсвязи, виртуальных АТС и корпоративных мессенджеров.
Правда, на тот момент их развитие ограничивала конкуренция с ведущими глобальными игроками. Тем не менее они успешно осваивали свои ниши и стремились к их расширению, в том числе и за пределы нашей страны.
Начало специальной военной операции, повлекшее за собой уход глобальных игроков с российского рынка унифицированных коммуникаций, повлияло на расстановку сил и вывело его участников на оперативный простор. Как они воспользовались этой ситуацией? На какие технологические и бизнес-тренды опирались последние полтора года? И что ждут от будущего? Об этом читайте в обзоре TAdviser «Унифицированные коммуникации в России 2023».
2022: Унифицированные коммуникации в России: особенности развития рынка до и после ухода глобальных вендоров. Обзор TAdviser
Значительную долю российского рынка унифицированных коммуникаций традиционно занимали глобальные игроки. За решения их разработки голосовали рублем не только крупные корпорации, но и средние и даже малые компании. И это неудивительно: отечественные производители таких продуктов по размеру маркетинговых бюджетов не могли конкурировать с международными корпорациями.
В конце февраля 2022 года ситуация изменилась, и для поставщиков решений, зарубежных и российских, и для их клиентов. О том, как на российский рынок UC повлияют санкции и уход зарубежных вендоров, какие существуют сценарии перехода на отечественные продукты и что ожидается в ближайшем будущем, читайте в новом обзоре TAdvisеr.
2020: Рост российского рынка UCaaS на 44%
Объем российского рынка облачных унифицированных коммуникаций (UCaaS) в 2020 году вырос на 44%, что стало рекордной динамикой. Предыдущий максимум датировался в 2017 годом, сообщили в исследовательской компании J’son & Partners Consulting.
Аналитики делят рынок UCaaS на два основных сегмента:
- сервисы виртуальных АТС (ВАТС), использующие нумерацию телефонных сетей;
- облачные сервисы аудио/видеоконференцсвязи.
Согласно исследованию, в 2020 году сегмент виртуальных АТС в натуральном выражении (количестве абонентов) вырос на 13%, а в деньгах достиг 9 млрд рублей, увеличившись на 11% по отношению к 2019 году. Таким образом, уже второй год подряд темпы роста в сегменте ВАТС находятся ниже отметки 20% и приближаются к уровню ниже 10%, отмечают эксперты.
По их словам, фактор перевода персонала на дистанционную работу не способствовал наращиванию динамики продаж виртуальных АТС, зато стал мощным драйвером развития рынка облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи. С уровня ниже 500 млн рублей в 2019 году этот сегмент достиг объема в 2,7 млрд рублей в 2020-м.
Тот факт, что пандемия коронавируса COVID-19, не помогла оживить спрос на ВАТС, в J’son & Partners Consulting динамику связали с отраслевой структурой потребления таких решений, где львиную долю занимают предприятия торговли и сферы услуг (36% и 34% соответственно), испытавшие наибольший финансовый удар от введения санитарных ограничений в 2020 году.
В горизонтальной структуре потребления ВАТС преобладает малый бизнес, а с территориальной точки рения — предприятия, расположенные в Москве и Подмосковье.
В докладе отмечается, что до 2020 года сегмент ВАТС занимал около 95% российского рынка UCaaS по выручке, а объем потребления облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи находился в пределах погрешности измерения рынка ВАТС.
В период 2014-2018 годов основной сегмент российского рынка UCaaS – сегмент ВАТС показывал уверенный рост объема в денежном выражении. Однако, если в период 2015-2017 годов наблюдалось ускорение темпов роста рынка с 26% в 2015 году до 41% в 2017 году, то в 2018 году наступил перелом этой тенденции - темпы роста замедлились до 29%. В 2020 году темпы роста стали еще существенно ниже.
При этом в «Ростелекоме» (лидер рынка ВАТС по количеству абонентов) заявили, что услуги виртуальной телефонии, оказываемые компанией, были востребованы бизнесом разного размера, особенно в период массового перевода сотрудников на удаленный режим работы. Рост востребованности услуги ВАТС телеком-оператор связал с гибкостью её масштабирования, развитым функциональности и высокой производительностью.
В прошлом [2020] году в кратчайшие сроки в ответ на пандемию мы развернули масштабные акции, направленные на долгосрочную помощь предпринимателям. Одним из положительных результатов этой работы стало значительное увеличение клиентской базы и использование клиентами широких возможностей функционала продукта. Важным моментом стало разворачивание инфраструктуры виртуальной телефонии на территории малых городов России, — отметил директор департамента продуктового маркетинга B2B «Ростелекома» Сергей Таболин. |
В опубликованной J’son & Partners Consulting выборке к исследованию не приводится расстановка сил среди крупнейших игроков российского рынка облачных унифицированных коммуникаций. По данным «ТМТ Консалтинга», на «Ростелеком» в 2020 году пришлось 26% рынка ВАТС с точки зрения количества клиентов, на «Манго Офис» — 15%, на «ВымпелКом» — 10%, на МТТ — 9%.[2]